Происходящий в преддверии парламентских выборов в Армении процесс формирования блоков характеризуется как процесс укрупнения политического поля.
Чисто в физическом смысле, когда несколько сил объединяются, это, конечно, является укрупнением. Однако политика – не промышленность, где оценки обуславливаются чисто физическим процессом и арифметическими сложением-вычитанием, статистикой. Политика – некая сфера деятельности, которая касается судьбы обществ и государств, и где укрупнение, как таковое, может считаться явлением только в случае наличия конкретной идеологической и целевой основы. Причем, эта основа, конечно, может и не быть содержащей длительные стратегические сроки, однако должна быть конкретной, ответ должен быть определенным – каким должен быть следующий шаг этой крупной «единицы».
И вот с этой точки зрения в настоящее время более или менее содержащим определенность, более или менее определенно представленный обществу может считаться главным образом блок «Елк», так как в случае партий, входящих в состав этого блока нет той колоссальной содержательной разницы, которая есть в случае других блоков, которые формируются накануне избирательного процесса.
В этом случае определенным становится то, что цель этого «укрупнения» заключается всего лишь в том, чтобы приобрести в результате этого парламентский мандат. И с этой точки зрения, за исключением блока «Елк», в случае всех остальных блоков нет заявленной перспективы создания в дальнейшем одной объединенной партии. То есть, по большому счету происходит процесс укрупнения не политических сил, политического поля, а по сути – крупная манипуляция или крупная уловка по отношению к обществу, так как за все эти годы весь арсенал мелких уловок себя уже исчерпал.
Что касается самого процесса укрупнения – как явления, он, конечно, в случае Армении желателен с учетом нынешней картины политического поля. Однако этот процесс может иметь ценность и значимость в том случае, если будет иметь политическое содержание и в то же время будет содержать элементы политической ответственности за данным процесс.
В условиях нынешнего тренда по созданию блоков все это практически отсутствует – за редким исключением. Это означает, что происходит не укрупнение, а кристаллизация, и так сказать политическая система Армении практически кристаллизуется для того, чтобы решить вопрос самосохранения – по принципу «никто не забывается, никто не выбывает». Это в свою очередь создает некую ситуацию, когда все больше и больше становится очевидным, что политика Армении — это не то, что есть в парламенте, а то, что остается вне его.
На первый взгляд это, конечно, не очень логично, так как политика должна создаваться именно в политическом органе, на политической площадке, для чего и существует парламент. Однако в Армении реальность иная, и здесь очевидно, что есть задача формировать политику вообще, чтобы затем ее можно было бы «принести» в парламент. А пока в парламент несут то, что есть.